МН (Mentalbeskrivning Hund) (Обзор Н. Вознесенской)

1 сообщение / 0 новое
Tarjei
МН (Mentalbeskrivning Hund) (Обзор Н. Вознесенской)

https://vk.com/ataksobaki?w=wall-92436735_22225

https://vk.com/ataksobaki?w=wall-92436735_22226

https://vk.com/ataksobaki?w=wall-92436735_22227

ТЕСТИРОВАНИЕ СОБАК НА ОСНОВЕ ШВЕДСКОГО МН (MENTALBESKRIVING HUND) - ТЕСТА ДЛЯ МН (Обзор Н. Вознесенской)

В ходе теста собака сталкивается с разными ситуациями и её реакции на каждую ситуацию оцениваются по шкале от 1 до 5 баллов. При этом тестируются такие качества собаки как: реакция на человека, желание играть с человеком, желание преследовать добычу, любопытство, реакция на шум, выстрел, поведение при внезапно возникающих пугающих факторах и т.п.
По результатам тестирования вы получаете описание психологических характеристик, которые дают понять, как собака будет реагировать на различные раздражители, как это можно использовать для улучшения взаимопонимания с собакой, в каком виде спорта проявленное поведение собаки поможет максимально реализоваться.

В Ментал-тесте принимают участие собаки любых пород в возрасте от 1 года.

Тесты проводятся по мере комплектования групп, в период с апреля по октябрь.
Участники теста приезжают строго по времени, с промежутком в один час.
С собой необходимом иметь 3 куска мяса размером 3х4 см. или 10-15 грамм корма, разрешенного врачом, если у собаки есть ограничения по питанию.
Тест проходит под обязательную видео-запись.

По готовности (примерно через две недели после прохождения теста), результаты теста озвучиваются в зале, для всех участников одновременно. Для участников, не имеющих возможность присутствовать на разборе результатов, дополнительно проводится вэбинар.

В результаты теста входит:
- диаграмма
- таблица оценок
- описание психологических характеристик
- заключение в каком виде спорта проявленное поведение собаки поможет максимально реализоваться.
Желающие могут получить видео-запись прохождения теста.

Для заводчиков проводятся тестирования помётов.
Запись на "Тестирование собак на основе шведского ментал-теста":
ШВЕДСКИЕ ТЕСТЫ:
Описательный тест МН

Ни один из существующих сегодня тестовых дрессировочных нормативов не может гарантировать 100 выявление собак с проблемами психики.



Рабочая собака должна быть физически и психологически здоровой, обладать хорошими способностями к обучению, и в ситуации, когда ее что-то пугает, не проявлять чрезмерного страха и агрессии.

Независимо от того, для каких целей человек заводит собаку, собака с ненормальной психикой всегда доставляет проблемы. Истеричность, трусость, боязнь резких звуков и беспричинная агрессия к людям – ничего их этого мы не хотели бы видеть в наших собаках, даже если это собака-компаньон. Если же мы говорим о собаках, предназначенных для служебной дрессировки и спорта, список нежелательных качеств будет еще больше. Что же делать, чтобы все имели возможность покупать таких собак, которые нас полностью устраивали бы в будущем?

Всем уже навязли в зубах умные рассуждения об ответственности заводчика и о необходимости исключать из разведения «плохих собак. Но давайте говорить честно – разве часто встречаются идеальные собаки, которых без всяких условий с чистой совестью можно пускать в разведение? Что делать заводчику, у которого в распоряжении есть только собаки, имеющие те или иные проблемы? Как определить, является ли проблемное поведение врожденным или приобретенным? Если оно врожденное, как определить – какова вероятность его наследования, где взять достоверную информацию? Точно ли не будет проблем у потомков, если подобрать «плохой собаке» нормальную пару? А где взять гарантию, что тот кобель, которого ты выбираешь для исправления недостатков своей суки, не имеет тех же самых проблем? Вдруг хозяева просто не торопятся всем об этом рассказывать? Как решить это уравнение с множеством неизвестных?

Кажется, что положение заводчиков служебных пород не такое тяжелое – все-таки есть обязательная дрессировка, которая гарантирует отсутствие патологий в психике собаки и наличие необходимых рабочих качеств, но и тут не так все просто. Время не стоит на месте, и если сто лет назад, мало то стал бы кормить, а тем более пускать в разведение рабочую собаку, неспособную выполнять свои обязанности, то теперь все изменилось. Есть амбиции людей, есть высокое искусство дрессировщиков, и вот результат – собака честно сдает экзамен по ИПО или ОКД-ЗКС И уже никто не имеет право сказать, что у собаки есть большие проблемы, которые она, вдобавок, может передать своему потомству. Если есть диплом – значит, проблем нет. Но любой более-менее опытный дрессировщик знает, что это далеко не так.

Время, опыт, технические приспособления и деньги владельцев творят чудеса. А низкое качество собак все больше стимулирует фантазию тренеров. Берутся на вооружение методики, использующие для обучения защите принцип «загнанной в угол крысы», и вот уже те кобели, которые вчера убегали от фигуранта, сегодня демонстрируют на публичных проверках яростную атаку, вызывая всеобщее восхищение. Собака, у которой практически отсутствует добычный и социальный инстинкт, попадая в руки опытного дрессировщика, через некоторое время выходит и сдает послушание.

Неудивительно, что у допусковых дрессировочных нормативов много противников. Нередко можно слышать закономерный вопрос – оправдана ли трата такого количества времени на норматив, который ничего не гарантирует? Безусловно, какие бы ухищрения не использовали дрессировщики, опытный человек, присутствующий на экзамене, может очень многое рассказать о природных качествах демонстрируемой собаки. Но если прохождение проверки воочию невозможно и о собаке можно судить только по полученной ею баллам? Говорят ли они о чем-то, или это все пустые цифры? Конечно, если у уважаемого, строгого судьи собака получает баллы, близкие к максимальным, то, наверное, да. Но если баллы низкие – говорит ли это о плохом качестве собаки или лишь о плохой дрессировке? Определить невозможно.

Среди тех, кому небезраличны рабочие качества собак, все эти вопросы – одни из самых горячо обсуждаемых. Все больше говорят о необходимости использования систем тестирования, которые бы позволили проверить природные поведенческие качества собак, не замаскированные искусной дрессировкой. При этом чаще всего ссылаются на зарубежный опыт, например, на так называемые «шведские», «финские» и другие тесты, которые позволяют проверить необученную собаку и сделать какие-то выводы о врожденных особенностях ее поведения. Однако и тут можно услышать, что эти тесты – далеко не панацея. Кто-то даже считает, что они излишне проникнуты духом «зеленой Европы» и вообще губительны для рабочих собак. Но соответствует ли это действительности? Прежде чем горячо поддержать или отвергать эти тесты, вероятно, следует сначала постараться как следует разобраться в вопросе, не так ли? Для того чтобы решить, нужен ли нам тест, нужно четко понимать:

Какие именно проверки входят в тест
Какие врожденные характеристики оцениваются
Как полученные результаты могут быть использованы заводчиками, а также учеными, исследующими вопросы наследования рабочих качеств.

Давайте поближе взглянем на опыт из Швеции. Главная кинологическая организация Швеции – Шведский кеннел-клуб (SBK). Его членами являются несколько клубов, каждый из которых отвечают за определенную группу пород. В их числе – Шведский клуб служебного собаководства (SBK), который включает 15 исторически рабочих пород, в числе которых немецкая овчарка, доберман, ротвейлер, боксер, ризеншнауцер, русский черный терьер и т.п.

Для допуска в разведение всем собакам SBK необходимо пройти специальное тестирование, так называемое ментал-описание (МН). Также существует допуск в разведение KORAD, для получения которого нужно предоставить результаты снимка на дисплазию, выставочное описание результаты еще одного теста, который называется ментал-тест (МТ).

Ментал-описание МН (МХ) и ментал-тест МТ (МТ) – это и есть те самые знаменитые «шведские тесты», которые являются предметом пристального внимания собаководов многих стран.

МН (Mentalbeskrivning Hund) – это проверка, которую проходят собаки в возрасте 1-1,5 года. Ментал-описание – превосходный инструмент, дающий информацию о том, насколько собаки имеют необходимые задатки для рабочего использования. Распространенной практикой является, когда все собаки из одного помета проходят ментал-описание в один и тот же день.

В ходе теста собака сталкивается с разными ситуациями, и ее реакция на каждую ситуацию оценивается по шкале от 1 до 5. При этом тестируются такие качества собаки как реакция на человека, желание играть с человеком, желание преследовать добычу, любопытство, реакция на шум, выстрел, поведение при внезапно пугающих факторах и т.п.

Прохождение МН-теста является одним из обязательных условий в разведение, а также для допуска на испытания по ИПО.

МТ (Mentaltest) – это проверка, которую проходят собаки в возрасте 1,5 – 4 года. Во многом ситуации этого теста сходны с теми, которые входят в МН-тест, но в более усложненном варианте. Также реакция собаки на ситуации оцениваются в баллах, но в этом тесте на основании их потом с учетом весовых коэффициентов выставляется оценка, от 300 до 600 баллов. Это уже более серьезный тест, результаты которого нужны для получения допуска в разведение KORAD.

Нам бы хотелось более подробно рассказать нашим читателям о каждом из этих тестов. В этом номере мы постараемся разобраться во всем, что касается теста молодых собак МН.

МН (МХ), ментальное описание собаки – это тест для молодых собак, главная задача которого – оценить природные особенности характера собаки. Причем оценивается скорее не качество отдельной особи (хотя получает каждая собака), а качество породы в целом или группы потомства отдельных производителей.

Описательный тест МН включает в себя десять ситуаций, через которые должна пройти собака, причем в некоторых ситуациях оценивается несколько дополнительных моментов.

Ситуации МН-теста и дополнительные факторы ситуаций

1. Контакт с посторонним человеком, следование за ним:

а) начало контакта;

b) взаимодействие;

с) физический контакт.

2. Игра с человеком, борьба за игрушку:

а) желание играть;

b) поднятие игрушки с земли;

с) хватка и перетягивание.

3. Преследование движущейся игрушки-добычи:

а) преследование;

b) хватка.

4. Поведение собаки в нейтральной ситуации:

а) активность.

5. Контакт на расстоянии с необычно одетым человеком:

а) реакция на появление;

b) демонстрация угрозы и агрессии;

с) проявление любопытства;

d) проявления желания играть;

е) взаимодействие.

6. Неожиданно возникающий большой предмет (плоское чучело-комбинезон):

а) проявление страха;

b) демонстрация угрозы и агрессии;

с) проявления любопытства;

d) остаточный страх;

е) остаточный интерес.

7. Реакция на шум:

а) проявление страха;

b) проявление любопытства;

с) остаточный страх;

d) остаточный интерес.

8. Встреча с «привидениями»:

а) демонстрация угрозы и агрессии;

b) проверка;

с) проявление страха;

d) проявление любопытства;

е) контакт с «привидением», когда уже видно, что это человек.

9. Еще одна игра как в п.2:

а) желание играть;

b) поднятие игрушки с земли.

10. Выстрел.

Более полное описание и порядок проведения данного теста см. ниже.

Оценки, выставляемые при прохождении теста, никак не учитывают, насколько желательно поведение, которое проявляет собака. Вместо этого численная оценка просто отражает выраженность того или иного поведения, каким бы оно ни было. Все этапы теста оцениваются по одинаковой шкале – от 1 до 5 баллов, в зависимости от степени проявления поведения. Например, собака, активно проявляющая в определенной ситуации любопытство, получает за данную ситуацию оценку 5, а никак не реагирующая - оценку 1. Существует специальная таблица (таб.), в которой определенное поведение в конкретной ситуации сопоставлено конкретной оценке.

Например, если в ситуации 7 (реакция на шум) собака ненадолго останавливается, но спокойно реагирует на шум, затем подходит и интересуется источником шума, а когда он прекращается, спокойно проходит мимо места, где он возникал, то она получит следующие оценки:

7а -1, 7b – 5, 7с- 1, 7d -1.

Итак, собака проходит все ситуации теста, получает баллы, а дальше начинается самое интересное!

Сами по себе численные результаты теста для отдельной собаки мало о чем говорят. Ну и что, что лабрадор проявил недоверие к незнакомцу? Плохо это или хорошо? Тест не ставит пред собой задачу ответить на этот вопрос. Это уже дело заводчика – решать, нужно ли, чтобы разводимые им лабрадоры-компаньоны были недоверчивы к посторонним. Но данные о текущем положении дел в породе или отдельном питомнике как раз может дать МН-тест.

Задача теста – более-менее беспристрастно ОПИСАТЬ проявляемое в каждой ситуации поведение. Но особая ценность МН-теста в том, что в дополнение к нему разработаны методики, которые позволяют представить полученные данные в виде наглядной диаграммы. На основании диаграмме заводчики уже могут делать определенные выводы и контролировать программу разведения.

Для построения диаграммы параметры теста группируют по количествам, которые отвечают за то или иное поведение. Вот один из вариантов такой группировки:

Контактность - 8е, 1а, 1b, 1c.
Игровое поведение – 2а, 2b, 2c, 9a, 9b, 5a, 5c, 5d, 5e.
Охотничий инстинкт: преследование – 3а, хватание – 3b.
Интерес к явлению после знакомства – 6е, 7d.
Любопытство, интерес к явлению – 8d, 7b, 6c.
Активность - 4.
Реакция на выстрел – 10.
Проявление страха – 8с, 7с, 7а, 6а, 6d.
Реакция на угрозу – 5b, 6d, 8a, 8b.

Всего 31 реакция.

Ниже приведена диаграмма, построенная по данным МН-теста более чем 13 тысяч немецких овчарок (данные SBK за март 2008 года).

Все 31 сгруimg29ппированные реакции расположены по кругу и каждой реакции сопоставлена шкала -1 до 1. При этом центр окружности соответствует значению -1 для всех реакций, а граница окружн
ости – значению +1. Проведенная жирным окружность внутри соответствует уровню 0. Шаг составляет 0,2. На шкале откладываются значения, равные разнице между средним значением показателя у всех протести
рованных собак и средним значением показателя у немецких овчарок. То есть данная диаграмма показывает, какие реакции присущи именно немецкой овчарке по сравнению с другими породами.

Для построения диаграммы использовались статистические данные, приведенные в табл. На стр.5, а именно средние оценки за отдельные тесты для немецкой овчарки и для всех протестированных пород
(нижняя строка), всего 108 пород.

Например, значение средней оценки за реакцию на выстрел по всем породам составляет 1,6, а средние значение оценки у немецких овчарок – 1,2.

Значение для диаграммы равно: 1,2 – 1,6 = -0,4. Это значение наноситься на шкалу «Выстрел».

Таким образом, на диаграмме строится своеобразная «роза», показывающая преобладающие реакции в породе в целом. Если область «розы» находится внутри средней окружности значит, группа
реакций менее выражена, чем у других пород. Если область выходит за пределы средней окружности, значит группа реакций более выражена.

По диаграмме для немецких овчарок видно, что собаки шведской популяции этой породы в целом показывают низкие показатели трусости, умеренно агрессивны, хорошо выражены игровые и ориентировочные инстинкты, средний охотничий инстинкт.

Очень примечательно взглянуть на породную диаграмму шелти. (см. слева).

Судя по диаграмме, в шведской популяции шелти (172 особи) собаки очень пугливы (в том числе очень восприимчивы к выстрелу), нелюбопытны, умеренно-контактны. При этом у них напрочь отсутствует охотничий инстинкт и игровое поведение. Да, человек способен вывести и такую породу…

Хотя, конечно, диаграмму можно построить и для отдельной собаки, сделав при этом определенные выводы, но все же следует помнить, что наибольшую достоверность имеют данные, полученные из результатов теста большого количества собак. Только при таком подходе можно достаточно уверенно утверждать, что перед нами цифры, характеризующие именно врожденные, генетические качества собак. Это происходит благодаря тому, что результаты собак, специально «натасканных» для прохождения отдельных этапов теста, не будут искажать общую картину, так как число таких собак всегда невелико по сравнению с общим количеством.

Достаточно интересную информацию дают диаграммы, построенные по данным групп отдельных производителей. На их основании можно составить довольно четкое представление о том, какие черты поведения передает по наследству той или иной производитель.

 

ОПИСАНИЕ МН-ТЕСТА. Как проходит МН-тест. (Е. Вилкова)

В ходе теста для проверяемой собаки моделируют различные ситуации, и специальные судьи-наблюдатели сопоставляют ее реакцию с набором стандартных реакций из официальной таблицы. Все судьи-наблюдатели должны быть сертифицированы в SBK. При их обучении особый акцент делается на умение объективно и беспристрастно описывать поведение собаки, чтобы свести к минимуму влияние субъективности оценки. Всего таких судей в Швеции более двух тысяч.

Тестирование обычно проводится в лесопарковой зоне. Собака во время теста находится с хозяином или с человеком, которого она хорошо знает. Руководит проведением теста специальный человек (тест-лидер), не являющийся судьей-наблюдателем. Он объясняет проводнику, как действовать перед и во время каждой ситуации теста. Как правило, проводника просят вести себя спокойно и пассивно. Тест-лидер сопровождает собаку и проводника от одной ситуации до другой. Рядом с ними следует судья, который отмечает проявленные собакой реакции.

Судья-наблюдатель или проводник могут принять решение о прекращении дальнейшего тестирования. Обычно такое решение принимается, если собака показывает признаки сильнейшего страха и поведения избегания.

При проведении всех тестов учитывается направление ветра. Ветер должен дуть от собаки к раздражителю.

1. Контакт.

Собака с проводником подходят мимо спокойно стоящих людей к тест-лидеру, который приветствует проводника пожатием руки. Тест-лидер берет у проводника поводок и пытается увести собаку, активно побуждая ее к этому. Он удаляется с собакой от проводника примерно на 10 метров, а затем возвращается обратно. Рядом с проводником тест-лидер оглаживает собаку со всех сторон, в том числе и пасть.img37

2. Игра №1.

Тест-лидер и проводник два раза перебрасывают друг другу игрушку – толстый канатик для перетягивания (длиной примерно 50 см, толщиной 5 см). Затем тест-лидер отбрасывает игрушку в сторону примерно на 10 метров. Далее ведется наблюдение за поведением собаки и тем, как она подбирает игрушку. Это упражнение повторяется два раза. После второго раза судья делает попытку завязать с собакой шуточную борьбу за игрушку, чередуя активную борьбу и периоды пассивности (5 сек).

3. Преследование.

Для третьего теста на дорожке укрепляется 10 столбиков таким образом, чтобы 50-метровая веревка вокруг этих столбиков была натянута зигзагом – например, 5 столбиков слева и 5 справа. На конце веревки закрепляется «добыча». Помощник быстро тянет веревку, так чтобы «добыча» движется зигзагом вокруг столбиков. В конце зигзага «добыча» останавливается, и после этого еще два коротко приводит в движение. Наблюдающая за движением «добычи» собака отпускается по указанию тест-лидера. Этот тест проводится два раза, чтобы посмотреть повысится ли активность собаки при повторе упражнения.

4. Уровень активности.

Проводник и собака остаются в течении трех минут стоять на месте, указанном тест-лидером. Расстояние до зрителей примерно 10 метров. Проводник ведет себя пассивно, собака может двигается на свободном поводке. В течение этого времени производится наблюдение за поведением собаки.

5. Контакт на расстоянии.

Этот тест проводится на местности вне площадки, например, в лесу. На помощника одевается длинная накидка с капюшоном. С расстояния в 40 метров он, производя сильный шум выходит из своего укрытия и движется ко второму укрытию определенным шагом (сначала в приседе, потом бегом), производя, при этом четко оговоренные действия (делает остановки, снимает капюшон, подбрасывает игрушку). Там он снимает накидку и остается стоять спокойно. После этого собака отпускается. Как только она достигла уровня укрытия, помощник из него выходит и предпринимает попытки поиграть с собакой.


6. Неожиданность.

Для следующего теста на двух деревьях, стоящих на расстоянии примерно 4 метра друг от друга, закрепляется поперечная балка на высоте около 2 метров. Через верх балки пропускается веревка, конец которой закреплен на лежащем на земле комбинезоне, надетом на вешалку. Проводник с собакой на поводке приближается к этому месту. Когда до места остается три метра, стоящий в стороне человек поднимает комбинезон вверх с помощью веревки. В рукава комбинезона вставлена доска, делающая «руки» расставленными широко в сторону, а штанины закреплены на земле. После поднятия вверх комбинезон не должен двигаться. Как только комбинезон поднимается вверх, проводник выпускает из руки поводок и остается стоять, предпринимая в дальнейшем какие-либо действия только по указанию тест-лидера. Примерно через 15 секунд после того, как комбинезон опускается и укладывается на землю, по указанию тест-лидера проводник проходит половину расстояния до комбинезона. Через 15 секунд он подходит к комбинезону вплотную и начинает с ним «разговаривать». Во второй части теста проводник с собакой на поводке проходят мимо висящего комбинезона два раза. Судья в это время наблюдает, остались ли у собаки страх или любопытство.

7. Реакция на шум.

Проводник с собакой на поводке движутся по заранее указанному маршруту. На расстоянии примерно 2 метров от дороги установлен замаскированный стальной гофрированный лист, по которому с помощью длинной веревки тянут металлические предметы. Производимый шум длится около 3 секунд. Аналогично номер 6, здесь наблюдают за реакцией собаки во время действия раздражителя, а также смотрят, остается ли страх после прекращения шума.

8. "Привидения".

img53Два человека наряжаются привидениями (закутываются в белые простыни, как именно – четко регламентировано). Не производя шума и резких движений, они начинают, сближаясь, двигаться в сторону собаки и проводника. Начальное расстояние между «привидениями» – 25 метров. Расстояние до собаки – 20 метров. Проводник стоит спокойно, поводок провисший. Когда до собаки останется около 4 метров, «привидения» разворачиваются и останавливаются, и остаются стоять спокойно. Проводник не предпринимает никаких действий вплоть до указания тест-лидера. Когда последует указание, проводник отпускает поводок (если тест-лидер посчитает, что это безопасно), проходит половину расстояния до «привидений», затем подходит к одному из них вплотную и начинает с ним разговаривать, снимая при этом с привидения капюшон.

9. Игра №2.

С собакой играют также, как в тесте №2, но только один раз. Описывается, изменилось ли поведение собаки.img57

10. Выстрел.

С расстояния примерно 20 метров производится выстрел из стартового пистолета калибра 9 мм. Собака может в это время как стоять спокойно, так и играть с проводником.